ТЫ ЕСТЬ



главная       музыка        ссылки       контакты       форум        www.progressman.ru      



Поведение и практика в повседневной жизни
(Глава из книги "Бытие как момент Истины" – И. Саторина)


Для начала вкратце о том, как стоит правильно читать книги мастеров. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ из книги стоит соотносить с вашей собственной жизнью. Важно понять, что все то полезное, о чем вы прочли, можно и нужно применять прямо сейчас. Если вы откладываете «на лето» – это иллюзия.

Существует тип людей, которые все понимают, но почему-то у них «нет времени» что-либо практиковать, делать шаги. Словно что-то отгораживает их от осознания того, что смерть существует и после смерти их ждут новые рождения, новые страдания и неизвестно в каких условиях душа окажется. Даже если опустить теорию перерождений, то все же, что может быть важней в этой реальности, нежели познание ее сути?

Основная практика в повседневности – осознанность. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто включить осознанность. И это самый лучший выход из любого положения. Осознанность – это непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.

Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором, где-то на уровне подсознания происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем, «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его кармически обусловленные мысли.

Цель практики осознанности – отвлечь внимание от мыслей о происходящем на само происходящее в моменте сейчас. Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой, момент (и суть) медитации.

При успешной практике, когда ваше внимание непрерывно в текущем моменте, появляется невероятное, тонкое переживание, словно Вы пробудились. Поначалу это кажется чудом, что эта удивительная свобода и полнота непрерывного сейчас, существования всегда была с вами, и как странно, что никто этого не замечает и не говорит об этом.

Окружающее пространство и предметы теряют ощущение размеров, ведь все эти переживания имеют лишь мысленную окраску. Глядя на привычные предметы, становится очевидным факт условности их величины. Сложно сказать, большие предметы или маленькие, далеко они или близко, и это нисколько не затрудняет вашего передвижения, но наоборот делает его более точным, проникновенным.

При еще более глубоком осознавании может появиться ощущение вечности, словно происходящее с вами было всегда, а расстояния до предметов кажутся бесконечно далекими. Тело начинает восприниматься как бы со стороны. Скорость происходящего также теряет привычные критерии, и даже в простых движениях и чувствах испытывается невероятно быстрый поток ощущений. Эти переживания невозможно передать словами, и ничто не сравнимо с прямым опытом.

Как уже было замечено, поначалу практика осознанности для большинства людей оказывается чем-то почти невозможным для выполнения. Но со временем, в связке с регулярной сидячей медитацией, осознанность становится все более естественной и спонтанной. Как правило, для полной ее реализации нужны годы. Это действительно непросто, но если учесть, как много раз приходится человеку рождаться (реинкарнироваться) в земной школе, проживая практически полный спектр земных переживаний, то взгляд на практику, как на долгий и утомительный процесс, сглаживается. При намеренном развитии эволюция ускоряется в десятки раз. По мере углубления медитации все те кармические ощущения, что вам суждено пережить на событиях, начинают переживаться без видимых причин, без зависимости от событий и проходят при наименьшем сопротивлении не так долго и мучительно, как на событийном уровне. Хотя сопротивление и уровень смирения, спонтанной расслабленности также индивидуален. Некоторое время, когда ваши кармы выходят без зависимости от событий, со стороны вы можете выглядеть странными, или даже неадекватными, для других. Чтобы этого избежать, существует практика сталкинга, иллюзорного тела, когда вы, не обременяя других своими удивительными переживаниями, ведете себя нормально, в соответствии с событийным уровнем, а не с вашим внутренним миром, который другие люди не увидят и не смогут понять.

Первое время, открывая новые миры, почти у каждого появляется ярое желание показать этот мир окружающим вас людям. В большинстве случаев этого делать не стоит, или можно пробовать крайне аккуратно без всякого навязывания и обид, если вас не желают понять. Как уже говорилось, каждый мир живет по своим законам. И если человеку необходимо пережить драгоценный опыт земной сансары, вряд ли вы сможете изменить его судьбу.

По карме, все, что вы посылаете в реальность – к вам же и возвращается. Земные переживания двойственны. Если человек привязан, например, к удовольствию от возвышения над другими людьми, ровно настолько же он будет привязан и к негативным переживаниям, вызванным его унижением. Поэтому понимание теории фактора чувства собственной важности (ЧСВ) очень важно, и помогает избавите себя от множества проблем. ЧСВ проявляется, чаще всего, как гордыня, эгоизм, самопотакание, нытье, злость и жалость к самому себе. А полное отсутствие ЧСВ означает, что вас невозможно уязвить ни словами, ни событиями. При этом если вы осознали бесполезность ЧСВ, это не означает, что вы должны быть бескомпромиссны к ЧСВ других людей так же, как и к своему. Напротив, это означает, что вы, как настоящий практик, должны быть очень внимательны к другим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью» и не тыкать их носом в их недостатки. Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают видеть это чувство в ком угодно, но не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от практики в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, нужно указывать на его недостатки крайне аккуратно, объективно, таким образом, чтобы слова лились не от вашего эго, не от желания уколоть, иначе эти слова не будут восприняты, плюс ко всему вы накрутите новую карму. Слова, указывающие на недостатки другого человека, должны быть добрыми, искренними, и только тогда человек сможет прислушаться к ним сразу, а не после того, как обожжется.

Однако и подавлять себя также не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением вашей личности не отрицается. Вопрос лишь в том, чтобы не привязываться к результату в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение, – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает душа каждого человека. Настоящий отшельник не убегает от мира, так как он осознает, что свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним и вообще к любой привязанности.

В дополнение к теории ЧСВ добавлю несколько слов о практике с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий вас человек, который своим бескультурным поведением пытается вывести вас из себя. Намеренно или нет – не столь важно. Важно, что при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями у вас появляется возможность попрактиковать осознанность в экстремальных условиях, когда ваша личность шлифуется особенно интенсивно. И в ваших силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

В повседневной практике для поддержания осознанности можно использовать установки, при помощи которых можно научиться вводить в себя в соответствующее состояние. Эти установки как бы пробуждают понимание и меняют состояние, если вы отдаетесь им без всяких сомнений. Это могут быть установки, уже данные в главе о медитации и концентрации, и полезная в общении установка, данная в главе о программах и зависимости от материального мира – «Люди не могут иначе». А также такие повседневные установки как: «Я уже и так пребываю в непрерывном сейчас», «Мое внимание и так спонтанно и непрерывно» или любые другие установки, которые подойдут вам лично.

Переживания – это энергия, которая бегает по энергетическим каналам. Если вы внимательны к себе, то можете это ощутить. Почти у каждого периодически выходят стрессы (кармы). Это тяжелая, или негативная энергия, информация в каналах. Когда мы, например, курим, мы забиваем каналы, загрязняем, как бы закупориваем их и тогда временно успокаиваемся. Кто много курит, у тех сильно забита область горла и др., от чего постоянный кашель.

Алкоголь сужает сознание и опускает человека ниже привычного уровня вибрации мыслей, и тогда временно ощущается свобода от привычного потока беспокойных мыслей. От этого бывает хорошо, человеку хочется любить и т. д. Хотя у некоторых людей, наоборот, просыпаются животные инстинкты, желание побуянить и т. п. Алкоголь также как и табак загрязняет каналы, что особенно явно ощущается в теле на следующий день.

Психотропные вещества, например, напротив расширяют сознание, и временно мы приподнимаемся над привычным восприятием, и от этого также бывает облегчение. Хотя бывает и наоборот, когда вы при более утонченном восприятии сталкиваетесь с привычной кармой (переживаниями) и вам они уже кажутся грубыми, болезненными. Вообще, как уже было замечено в главе о пресыщении и удовлетворенности, очищение так и происходит – по мере утончения сознания и различения.

Любому человеку вообще, и в особенности целенаправленному практику на пути самопознания, не важно йогу, воину, буддисту, или кому бы то ни было, не рекомендуется курить, выпивать и тем более употреблять какие-либо наркотические средства. Рекомендуется перетерпеть, выпустить из себя всю грязь, очиститься и успокоиться. На духовном пути это делается как нечто неизбежное, то есть другого выхода нет – либо вы движетесь, либо «плаваете». Все это – исходя из теории и практики о перевоплощениях и жизни на земле как в школе развития сознания. Даже если человек – материалист и не верит в духовные миры, он понимает, что нет никакого резона причинять вред телу – храму своего сознания – ради минутного удовольствия.

Точно так же важно и здоровое питание. Считается, что употребление мяса и рыбы дает человеку слишком грубую энергию, которая выливается в дальнейшем в грубые переживания. Здесь очень важно попробовать отойти от привычек и прислушаться к собственному телу – оно подскажет. Первое время, когда внутренняя энергия активируется, аппетит сильно возрастает, так как пища переваривается вся очень быстро. По мере очищения тело начинает получать все больше энергии из пространства, и аппетит уменьшается. Говорят, Гаутама Будда довольствовался одним глотком пищи за целый день.

Тема целибата не менее важна и зачастую противоречива. Как и зачем воздерживаться от сексуальных отношений? Во время оргазма сгорает огромное количество самой качественной в энергетических каналах энергии, что ухудшает в целом работу сознания и тела. В йоге и тантре сексуальная энергия не подавляется, а пробуждается и трансформируется. При длительном воздержании эта энергия порождает ощущение закипания, вибрации и блаженства в нижних центрах, затем поднимается по центральному каналу и дарует практику духовные переживания. Если каналы в нижних центрах засорены, появляется сильное сексуальное желание, для устранения которого в некоторых случаях необходима медитация на это переживание, тогда оно будет растворяться, трансформируясь в блаженство. В противном случае энергия кундалини не сможет подняться выше полового центра.

Чтобы избежать проблем, связанных у мужчин с удержанием семени, рекомендуется так же соблюдать вегетарианскую диету, воздержание от алкоголя и курения, тогда чистая семенная жидкость не задерживается в простате и питает все тело, а со временем вообще перестает вырабатываться. Мастера йоги, в качестве исключения, разрешают практикующим мирянам переживать оргазм и эякуляцию один раз в месяц, иногда один раз в два месяца. Самое главное – не злоупотреблять и не заниматься сексом от безделья, или просто ради развлечения. Здесь также важно прислушиваться к собственному телу.

Рождение ребенка – тема сугубо личная. В то же время важно помнить, что рождать ребенка вы никому не обязаны, это решение должны принять вы сами, осознанно. Ведь зачастую, когда появляется малыш, родители перестают жить ради себя, и у них не остается времени для интенсивной практики. Духовное рождение вашей собственной личности и самореализация кармически во много раз важней рождения новой особи, тем более что зачастую заранее не всегда известно, каким вырастет этот человек и будет ли он стоить затраченных вами усилий. С другой стороны, ответственность за ребенка рождает в человеке новые, немаловажные качества и помогает выработать смирение и отрешенность.

И. Саторин



Rambler's Top100