Медитация самоисследования
Прямой путь к просветлению – самоисследование (Атма-вичара). Не каждый способен следовать этим методом, так как, даже получив подробное описание, не всегда ясно, что именно и с чем нужно делать.
Суть метода в том, чтобы созерцать вибрацию «я» (ахам вритти). Эта вибрация является самой первой мыслью, от которой ответвляются все остальные мысли, как «у меня есть», «я хочу», «я делаю» и т. п. У каждого человека сотни таких «я», полученных в разных жизненных ситуациях. Именно эти «я» мешают свободно проходить энергии в верхних энергетических центрах, а когда энергия давит на эти напряжения, возникают различные страхи, беспокойства, раздражение, стыд и т. п. в зависимости от информации в каналах. Когда энергия циркулирует свободно, возникает блаженное переживание, вы ощущаете себя словно сосуд, или проводник энергии.
Огромный плюс метода Атма-вичары в том, что при правильном выполнении он дает мгновенное освобождение от любого ментального и эмоционального дискомфорта. К примеру, у вас возникает неприятная мысль о каком-нибудь человеке, или событии, и вы начинаете индульгировать, то есть развивать эти негативные мысли. Приступив к Атма-вичаре, вы сразу же всматриваетесь в суть проблемы, а именно – вы наблюдаете то «я», которое ощущается в данный момент, и если ваше наблюдение непрерывно, вы за секунды прозреваете в это «я», сотканное из страха, и растворяете того, у кого была, или вообще могла бы появиться, какая-либо проблема. Эти ложные «я» будут растворяться одно за другим, вытаскивая на поверхность сознания разные ситуации из прошлого, где вы «зафиксировались» умом на важном в то время для вас событии.
(!) Если практика не идет, важно помнить, что ощущение, которое выражается в таких словах как: «практика не идет, у меня ничего не получается» - это просто работа ума, еще один трюк эго, который необходимо включать в практику созерцания, как еще одно ответвление от изначальной вибрации «Я». Тогда то, что до этого мешало вам погружаться в медитацию, напротив становится топливом для дальнейшего роста Вашего созерцания. Все, что происходит в настоящем – принимается, даже потакания ума собственным слабостям.
Даже не растворив все «я», можно по мере углубления внимательности подойти к источнику, к самым тонким импульсам «я», которые сочатся из канала правой стороны грудной клетки. По мере приближения к этому источнику будет нарастать ощущение пространства, переход к бытию, не имеющему центра. Тогда ваша медитация переходит из «точечной», фиксированной на определенной области восприятия к расширенной, более размытой. При таком расширении первое время может теряться ясность. Если ясности не хватает, можно вернуться к точечной концентрации.
Первая проблема в ходе практики состоит в том, чтобы уловить самое начало мышления – мысль «я», не увлекаясь следующими мыслями. Вторая – в том, что по мере утончения вибрации «я» становится все сложнее различать ее среди общей массы энергии, но с опытом это становится делать все легче. Ощущение «я» может переживаться в области макушки, третьего глаза, в глазах, в шее и в сердце. Считается, что переживание «я» в области глаз отвечает за уровень дневного самосознания. И по мере углубления медитации вы переходите на более тонкое осознание, доступное во сне – в области шеи, в вишуддха-чакре. Наконец, самое глубокое переживание «я», доступное во сне без сновидений, исходит из сердца.
Не стоит увлекаться напряженным поиском, важно расслабиться, тогда, то, что есть, начнет обнажаться само собою. Вибрация «я» по мере расслабления может быть распознана как источник изначального напряжения, на котором базируются все страдания личности. Сознательное расслабление – величайшая мудрость, устраняющая душевную боль.
Самоисследование подходит обычно тем, у кого уже есть опыт концентрации, либо просто высокочувствительным людям с тонким различением. Если у вас хорошо получается эта практика, то любые другие медитации на объекты можно отложить в пользу прямой работы с эго. В иных случаях рекомендуется медитация на более «четкие» формы, как мантры, дыхание, звук и др.
Во время практики важно со временем научиться осознавать свое самоощущение в целом, полностью, как есть. Если вы еще лишь делаете начальные попытки практики, эти тонкие движения, также входят в сферу вашего осознания во время медитации. Важно именно непрерывное во времени осознавание, тогда происходит реальное растождествление с эго. Вообще, если вы преуспели в этой практике, то любое беспокойство, или страх, возникающие в быту, также можно эффективно устранять при помощи этой техники.
Помимо сидячей медитации, самонаблюдение используют и как практику в повседневной деятельности. В целом, это и есть та самая осознанность, христианское памятование, или раздельное внимание, по Гурджиеву. В быту эффективно использовать периферийное памятование себя так, чтобы это не мешало вашей деятельности. В сидячей же медитации происходит максимально возможное, полное погружение в созерцание.
(C) И.Саторин
|